Православный сайт как правильно исповедоваться


Как готовиться к исповеди

иеромонах Агапий (Голуб)

Исповедь — это таинство примирения Бога и человека, совершаемое в Церкви.

Через грех человек перестает быть причастным являемого в таинствах Церкви Христова Царства. Благодаря покаянию, которое перерождает человека, он вновь возвращается в эту мистическую жизнь Церкви. Священник, принимая покаяние, является свидетелем от лица Церкви и одновременно — свидетелем и поручителем перед Церковью, что этот человек — был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15:32). Вместе с тем священник ходатайствует перед Богом о примирении и соединении кающегося с Церковью. Как печать, завершение покаяния — священник в конце исповеди читает так называемую разрешительную молитву[1], в которой просит Бога соединить кающегося с Церковью — подобно тому, как отломанная ветвь прививается к дереву и вновь получает возможность жить и плодоносить.

Первоначально, когда христианская жизнь строилась не на индивидуальном уровне, а в границах живой общины, люди исповедовались перед самой общиной, «потому что согрешением одного человека разбивается цельность всего тела, вся община заболевает…»[2] Со временем, когда переживание внутреннего единства значительно ослабло, и община стала перерождаться в «приход», такая исповедь стала затруднительной — часто мы не готовы принять с состраданием и молитвой человека, когда он обнажает свое внутреннее состояние перед нами. Тем более что в храме нередко присутствуют лица, довольно далекие от реальной церковной жизни. В результате и «была введена та форма исповеди, которую мы теперь знаем: человек приходит и священнику говорит то, о чем надо было бы сказать всей общине, чтобы получить ее молитву, ее поддержку, ее любовь и вновь включиться в нее полноправным членом. Священник представляет ту идеальную общину, которая уже не существует; и та частная исповедь, которую мы знаем, нам дает ложное представление об исповеди как о частном таинстве, как о чем-то, что происходит между Богом и мной или, может быть, даже чаще — между мной и священником, тогда как… это исцеление одного из больных членов Церкви, для того чтобы и этот член ожил, и все тело было исцелено. Очень важно помнить: исповедь является не частным таинством, а всецерковным действием. Когда ты падаешь, ты ранишь тело Христово, когда ты восстаешь, ты восстанавливаешь тело Христово»[3].

Нужно ли говорить, что на такой исповеди перед общиной не заострялось внимание на так называемых повседневных погрешностях — «раздражением, злостью, празднословием, чревоугодием»? Для этого существует личное покаяние и борьба с собой. И если человек искренне борется с этими греховными наклонностями, сами Тело и Кровь Христа-Спасителя, преподаваемые в Чаше Евхаристии, очищают его.

Современная же практика исповедания этих «бытовых» грехов в таинстве Исповеди — результат влияния монашеской традиции так называемого «откровения помыслов», то есть регулярной исповеди у своего старца с целью более высокого нравственного совершенствования и получения живого опыта работы над собой. Но исповедь общими фразами («обидами, саможалением»), без конкретного наполнения, да еще, может, у разных священников вызывает сомнения в ее плодотворности. На мой взгляд, для работы над собой по обретению целостности, для освобождения от «распыленности» во множестве этих ежедневных проступков и грехов требуется конкретная программа с конкретными шагами. К примеру, это ежедневный (или хотя бы еженедельный) анализ себя с использованием дневника. Общение с пастырем вне богослужения (групповые и индивидуальные беседы). В идеальном варианте — поддержка и обмен опытом в собрании живой общины ( Итак исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными (Иак. 5:16), в переводе епископа Кассиана (Безобразова)). Большой опыт работы над эмоциями и чувствами имеется в современной психологии и используется многими православными психологами. Смысл института крестных родителей, или восприемников также состоит в передаче опыта и поддержке в духовной жизни. Безусловно, очень полезным и доступным является изучение соответствующей литературы. Например, «Православная аскетика, изложенная для мирян» священника Павла Гумерова или «Духовные беседы» старца Паисия Святогорца.

При таком подходе исповедь и Причастие вновь становятся не связанными жестко между собой таинствами. Причастие — чаще (может, даже еженедельно). Исповедь как таинство — реже (к примеру, 4 раза в год). Но благодаря внимательной к себе жизни эта исповедь становится более глубокой и плодотворной.

Лично мне такая практика ближе. Если бы удалось к ней вернуться, меньше было бы нездоровых моментов: длинных очередей к исповеди; потери, в ожидании своей очереди на исповедь, соборной молитвы; исповедей «делом-словом-помышлением»; исповедей «конвейером», когда священник скороговоркой читает разрешительную молитву, даже не дав толком исповедовать грехи. Исповедь перестанет восприниматься как «билет» ко Причастию или средство «усыпления» совести, а также в качестве сеанса «излияния» чувств. У священников появилось бы больше времени и сил на проповедь, пастырские беседы, на благоговейное совершение литургии без отрыва на исповедь (нельзя назвать нормальным, когда более половины литургии, при соборном служении, часть духовенства вместо стояния у престола проводит на исповеди, порой до самого причастия священников). 

Но такая практика подразумевает наличие пастыря, который наблюдает за духовной жизнью данного христианина, и то, что этот христианин по-настоящему учится жить Евангелием.    

Обсудить, насколько частой должна быть исповедь, лучше всего со своим приходским священником. Такой священник служит в церкви, куда Вы регулярно ходите, поэтому именно он должен знать Вашу духовную жизнь лучше остальных священников.  

В любом случае исповедь от случая к случаю, без регулярного анализа себя в свете Нового Завета не может быть полной. Чем менее мы к себе внимательны, тем хуже осознаем грехи. 

Общие рекомендации по подготовке и прохождению таинства Исповеди могут быть следующими.

1. Должно быть исповедано все, в чем мы согрешили. Для этого нужно все обдумать и вспомнить заранее. Новички могут взять в помощь пособия, например, «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Это нужно не для формальной переписки грехов. Пособие к исповеди помогает увидеть и осознать то, что мы забыли или не считали грехом.

2. Исповедь подразумевает проговаривание конкретных грехов. Само слово «исповедь» — от глагола «поведать», выразить вербально. То, что не проговорено, то не исцелено. Это проговаривание начинается еще до исповеди, он состоит во внутреннем диалоге с совестью в свете Евангелия — и в молитвенном обращении с покаянием к Богу. Такое проговаривание — это проживание совершенных грехов заново, но не тогдашним, а теперешним «я», ставшим другим в покаянии. «Да, это сделал я, но я хочу быть другим. Я предельно раскрываю себя, какой я есть, как перед врачом, чтобы получить исцеление и больше не возвращаться к греху, больше ни изменять Богу. Господи, нейтрализуй то зло, которое я принес в этот мир, и дай мне силы быть другим», — наверное, такими словами можно передать то «послание», которое звучит при подлинной исповеди.

Исповедь же словами «грешен, как все» начинают обычно те, кто не готовился к таинству. Она говорит об отсутствии сознания грехов своей жизни. Поэтому священник будет, скорее всего, прав, если предложит исповедь отложить, пока она не станет плодом серьезной работы над собой. Хотя хорошо, если при этом он предложит свою помощь в подготовке к исповеди.

Другой вопрос — человек узнаёт, что что-то в его жизни является грехом, но сам еще не сознает ненормальности данного действия и не видит смысла исповедовать, потому что слово «каюсь» будет ложью. Сокрытие — не выход. Правильно будет проговорить эту тему со священником: «Я узнал, что с христианских позиций данный поступок — грех, но сам до искреннего сознания этого не дошел». И тогда священник может помочь сделать какие-то шаги, способные освободить от нечувствия греха. Возможно, он сочтет возможным принять исповедь как есть и допустить до Причастия, чтобы душа «согрелась» таинствами и, при встрече со Христом — Солнцем Правды, сама увидела свои пятна в Его свете.  

3. Лучше исповедоваться у своего местного священника, особенно если это не «текущая» ежемесячная исповедь в повседневных погрешностях, а генеральная, первая в жизни или за несколько лет. Легче принести исповедь незнакомому священнику в далеком монастыре — ведь, возможно, больше с ним и не доведется встречаться. Раскрыть же себя перед священником местного храма— значит, преодолеть стыд и боль, снять «защитные панцири». Это ровно противоположно тому, что пытался сделать некогда Адам. Только когда делается этот шаг предельного открытия себя, и без «мягких вариантов» — начинается процесс выздоровления. Священник же является пастырем, ответственным за духовно-нравственную жизнь вверенного ему прихода. Поведать перед ним — значит вручить себя ему. И, имея определенный опыт, он может, соответственно значимости греха, предложить лекарство — епитимию — и помочь дальше в духовном развитии. Епитимия — упражнение, которое налагает иерей на кающегося, чтобы помочь ему преодолеть инерцию греха, остающуюся и после исповеди. Через исполнение епитимии под наблюдением духовника воля воспитывается в исполнении христианских добродетелей. Это может быть пост, поклоны, дополнительные молитвы для домашнего исполнения в течение некоторого периода, дела, противоположные греху, и т. д.

4. На исповеди стараться избегать общих фраз типа «согрешил(а) осуждением, нерадением, ложью»— слова слишком общие, за которыми можно прятать что угодно. Например, «согрешил воровством». Но для сотрудника детсада «воровство» — остатки хлеба, несъеденные детьми. У других — активное воровство стройматериалов на производстве, и не от голода. Или — «осуждением». Один под осуждением имеет в виду мимолетные помыслы, другой засыпает и просыпается с осуждением своего коллеги или начальника и сам мучается от этой навязчивости. Разница, наверное, все же есть.

Правда, стоит сделать оговорку. У человека может оказаться за плечами множество тяжелых, но однотипных грехов. Тогда, наверное, можно так и проговорить — есть такой-то тяжелый грех, совершенный неоднократно. Например, у наркомана не раз были драки и падение в блуд, совершение краж. Конечно, не нужно на исповеди подробно перечислять, сколько, когда и что. Важно выразить суть. Но и среди этих однотипных преступлений могут быть настолько больные истории, что превосходят тяжестью остальные. Например — впадение в блуд под воздействием алкоголя с двоюродной сестрой или кража обручальных колец родителей с целью «загнать» и купить «дозу». Тогда стоит раскрыть и эти конкретные эпизоды. Иногда эти мучающие сознание случаи всплывают уже после исповеди. За общим «изобилием» они были «затерты». А по мере очищения — вспоминаются. Нужно ли их исповедовать, если сама суть греха уже была с покаянием раскрыта на исповеди? Наверное, однозначного ответа быть не может. Но если духовник готов принимать, то, на мой взгляд, лучше, по мере вспоминания, тоже исповедовать.

5. Лучшая подготовка к исповеди, чтобы она приобрела характер конкретности, — регулярный самоанализ.В молитвах «на сон грядущий», которые публикуются в молитвослове, есть образец повседневной домашней исповеди. Когда христианин приучает себя, по возможности ежедневно, хоть немного, уделять внимание анализу прошедшего дня с духовных позиций, исповедь обретет полноценный характер.

6. При отсутствии опыта первые исповеди можно прописывать. «Конспектирование» своей исповеди полезно тем, что при записи будет меньше лишних слов и ненужных подробностей. При этом лучше включается память, идет осмысление жизни. Кроме того, записанная исповедь поможет от волнения не потеряться и не забыть то, что хотели исповедовать. Впоследствии необходимость в предварительной записи своей исповеди, как правило, уменьшается.

7. Сначала о том, о чем тяжелее всего говорить. Думается, понятно, что прямое сокрытие грехов на исповеди приносит вред душе. Но бывает сокрытие и косвенным — человек исповедует тяжелый грех общими словами, находя наиболее мягкие синонимы («встречался с женщиной» — вместо прямого признания блуда), или «прячет» его между «песком». К примеру: «Согрешил злословием, раздражительностью… прелюбодейством, чревоугодием…» Один из наиболее разрушительных грехов ставится в один ряд с теми, которые священник порой внимательно и не слушает. На что, наверное, и рассчитывает исповедующийся. Но это — лукавство, вырастающее из надежды, что таинство «сработает автоматически». Не придется краснеть, не будет епитимии, священник не будет своими расспросами искать корни и требовать безоговорочного осуждения греха. Но после такой исповеди совесть не исцелится. В лучшем случае она будет «давить» и понудит, в конце концов, прийти уже с подлинным покаянием. В худшем — человек «усыпит» свою совесть. Это — настоящая смерть души.

К сожалению, нередко на исповедь приходят именно с такой целью — успокоить совесть. Освободиться от ее вопросов к нам. И чтобы это произошло как можно легче, без труда. Только моя задача на исповеди — не «усыплять» совесть, а будить. Я иногда отсылаю таких людей, снабдив материалом для подготовки, поработать над собой. И ответить самим себе — а хотят ли они учиться жить со Христом, по Евангелию.

8. Не оправдывать себя.Например, исповедуя агрессию в адрес членов семьи, не нужно при этом говорить, что это они спровоцировали ее своим поведением. Мои чувства — это мои чувства, и я отвечаю за обучение здоровому эмоциональному и поведенческому реагированию на ситуации. От меня зависит, как реагировать на то или иное событие в жизни.

9. Исповедь подразумевает готовность к покаянному труду. Грехи, особенно тяжелые, и из-за которых посеян соблазн, так просто в прошлое не уйдут. И, думаю, это ошибка, если священник принимает исповедь, где присутствуют смертные грехи, слишком легко. Часто случается, к примеру, следующее. Женщина исповедовала грех аборта, но не получила епитимии. И вскоре совесть с новой силой начинает ее «давить». Она вновь и вновь повторяет этот грех на последующих исповедях, не обретая мира. Почему? Смертные грехи — это «онкология», требующая «химиотерапии». Для подлинного исцеления нужно потрудиться. Обычно я в подобной ситуации предлагаю читать небольшую покаянную молитву за совершенные аборты, параллельно — в течение какого-то количества дней — совершать ежедневно поклоны с молитвой о помиловании себя и второй половины, от которой был ребенок (чтобы Господь и его привел к покаянию), и о упокоении нерожденных детей. А еще, может, — пойти в клинику и там подежурить волонтером, чтобы помочь кому-то избежать этого жуткого шага. Можно распространять фильмы против абортов, литературу. Можно просто ходить по вечерам в детский хоспис и читать детям на ночь сказки. И вот тогда, в такой работе и обретется подлинное исцеление и освобождение. Кстати, эта работа как раз и будет свидетельством искренности раскаяния.

10. На исповеди не решаются жизненные вопросы. Исповедь — таинство примирения с Богом, а не наставления. Вообще, священник не должен вмешиваться в жизнь человека, пока речь идет о вещах, не относящихся к категории греха и добродетели — покупать ли машину, как делить наследство с родственниками. Его задача как пастыря — помочь христианину научиться обстоятельства жизни согласовывать с Евангелием.

Конечно, не возбраняется и посоветоваться. Но эта беседа должна строиться за рамками исповеди.

И еще немаловажный момент: когда священник дает «духовные» или «житейские» советы, это не означает, что их нужно выполнять беспрекословно. Не зная всех обстоятельств и внутреннего устройства обратившегося лица, он может и ошибиться. Он советует, рекомендует — но принятие или непринятие сказанного остается на ответственности самого человека.

11. Не нужно на исповеди говорить о третьих лицах. Иногда исповедующиеся, раскрывая обстоятельства греха, фактически переходят в пересуды других. Но это уже пародия на исповедь. В конце концов, не «меня обижают», а «я обижаюсь», не «меня раздражают», а «я раздражаюсь». Кроме того, внешние обстоятельства не столько провоцируют, сколько помогают проявиться моим страстям — и благодаря этому я могу их увидеть и бороться с ними. Иначе бы они «спали», и я бы их не замечал. А на Суде перед Богом увижу, что в моей душе, оказывается, как в тихом омуте, ведомо кто водится. Но уже поздно. Время искоренения упущено.

12. Грех — это болезнь, выздоровление от которой является процессом всей жизни.

Нет таких случаев, когда невозможно покаяться. Бывает, правда, состояние «омертвения» души. Для ее пробуждения и существует дисциплинарная система постов, домашних молитв и других церковных установлений. Известны случаи, когда человек сначала исповедуется и причащается «без чувств». Но постепенно душа согревается Божией благодатью — и рождается подлинное покаяние.

Путь к Богу открыт. И нет такого греха, который нельзя простить и от которого нельзя исцелиться. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8).

26.06.2017

 

1. Вошедший в русский язык из церковнославянского термин «разрешение» означает «развязывание, освобождение». Вытекает из понимания греха как насильственного начала, делающего человека своим пленником, связывающего его, порабощающего волю. В таинстве Исповеди человек получает «разрешение грехов», т. е. свободу от греха.
2. Митр. Антоний Сурожский. Пастырство. – Мн.: Изд. Белорусского Экзархата, 2005.
3. Митр. Антоний Сурожский. Пастырство. – Мн.: Изд. Белорусского Экзархата, 2005.

Практических способов избежать похоти

Все знают, что похоть - это плохо. Все говорят нам бороться с этим. Но не все могут сказать нам, КАК успешно бороться с похотью. Мы пытаемся, у нас не получается, мы пытаемся, мы терпим неудачу, мы пытаемся снова и снова терпим неудачу. . . и в какой-то момент мы понимаем, что нам нужен лучший совет, чем просто «стараться изо всех сил».

В Православной церкви есть боевой сундук, дающий нам практические способы противостоять греху и фактически победить его. Мы не просто говорим людям «стараться еще больше».Мы также рассказываем им КАК. Мы даем им оружие, необходимое для ведения войны с грехом и для того, чтобы выйти победителями.

Сегодня мы рассмотрим двенадцать практических способов, которыми христиане могут бороться против греха похоти. Эти методы проверены временем и заслуживают доверия. А у них реально работают:

1) Не позволяйте своим фантазиям выписывать чек, который ваши чресла не могут обналичить.

Если вы не женаты, не фантазируйте о сексе. Всегда. Берегите свои мысли.

Если вы женаты, но ваш супруг сейчас недоступен, не тратьте десять секунд на мысли о сексе. Даже не думай о сексе со своим супругом. Берегите свои мысли.

Если вы состоите в браке, и ваш супруг (а) в настоящее время доступен, то поддерживайте нормальные брачные отношения со своим супругом / а. Это помогает снизить риск незаконных соблазнов.

2) Сражайтесь с птицами.

Есть поговорка: «Вы не можете помешать птицам летать над вашей головой, но вы можете помешать им построить гнездо в ваших волосах. Нет, благодаря logismoi дьявол может сделать это с вами без вашего согласия. Сексуальные мысли неизбежно будут приходить вам в голову. Это не делает вас виновным.

Что делает вас виноватым, так это ваша * реакция * на эту первоначальную мысль. В тот момент, когда вам в голову приходит мысль о недопустимом сексе, немедленно «отбейте птицу», отвлекая себя чем-нибудь другим, и уделите этому другому все свое внимание.

3) Не все отвлекающие факторы одинаковы.

Некоторые виды деятельности (например, бег трусцой или поднятие тяжестей) требуют больших физических усилий, но очень мало умственных. Даже когда вы делаете это, ваш ум может блуждать по плохим местам. Другие занятия (например, написание теологической работы, решение математической задачи или чтение хорошей книги) настолько сильно вовлекают ваши мысли, что вы не можете легко продолжать думать о двух вещах одновременно. Пока вы сосредоточены на математике, философии или головоломке, мысли о сексе на время уйдут.Если вы попробуете бегать трусцой или потренироваться, и это не помогает, попробуйте отвлечься чем-нибудь более умственно напряженным.

4) Признайтесь немедленно.

Назовите благочестивого человека, которому вы доверяете (особенно священника), и скажите: «Я снова испытываю искушение». Удивительно, как признание полностью разрушает силу Врага и заставляет его на время уйти.

5) Немедленно подойдите к другим людям.

Когда вы стоите в присутствии других людей и разговариваете с ними, удивительно, как легко избежать незаконных удовольствий.

6) Читайте Священное Писание и писания православных святых.

Конечно, вы «уже знаете, что они говорят». Но прочтите еще раз. И опять. И опять. Помогает.

7) Быстро.

Православные святые согласны с тем, что потворство еде напрямую связано с потворством похоти. Таким образом, регулярно воздерживаясь от пищи в течение определенного периода времени, мы сражаемся с грехом похоти. Если вы практикуете аскетизм и самоотречение с животом, это облегчит аскетизм с другими частями вашего тела.

8) Не кормите зверя.

Опять берегите свои мысли. Не смотрите фильмы или телешоу, в которых есть , даже немного, блудов, или маленьких , показывающих скудно одетых красоток. Даже если вы видите их всего несколько секунд, ваш мозг будет фиксировать эти изображения и удерживать их часами (или годами). Затем, когда вы одиноки и уязвимы, ваш мозг будет возвращать эти картинки, чтобы мучить вас и искушать. Следовательно, избегает этих триггеров для начала.

9) Посмотрите на православные иконы.

Посмотрите прямо на крест. Бог творит чудеса через крест, и Он говорит вам, : «Ваш грех может показаться сильным, но он не сильнее ЭТОГО!» Подойдут и другие значки для той же цели. Помните, порно только иконографии дьявола. Бог - это тот, кто изобрел иконы, и Он сделал это, потому что изображения очень сильны. Наполните свой разум божественными образами, и Бог сможет использовать эти божественные образы, чтобы вытеснить другие образы.

10) Будьте верны, даже если вам не нравится .

Дело не только в ваших чувствах. Вы можете проявить верность, даже если ваши эмоции еще не достигли того уровня, в котором они должны быть. Проявляйте верность достаточно долго, и чувства со временем вернутся. Эмоции предназначены для того, чтобы следовать, а не вести.

11) Молитесь.
Не борись с похотью в одиночку. Призовите Христа, призовите Богородицу, призовите ангелов и всех Святых призовите на помощь вам.Молитва Святым работает.

12) Это тоже пройдет.
Когда искушение сильно ударит, голос в вашей голове скажет вам: «Вы уже зашли слишком далеко. Это напряжение невозможно сейчас уйти, если вы сами не дадите себе удовольствие ». - Это ложь. - На самом деле, если вы встанете, прогуляетесь, помолитесь и на несколько минут насильно займитесь чем-то другим, напряжение уйдет, , и позыв пройдет.Знание того, что это правда, поможет вам успешно выиграть битву.

.

Таинство исповеди - вопросы и ответы

Исповедь в присутствии священника

Если мы можем исповедоваться перед Богом без священника, то почему мы исповедуемся в присутствии священника?

Грех

Что такое смертный грех? Каковы категории грехов в Православной церкви?

Я сбит с толку, потому что у меня есть список семи тяжких грехов Православной Церкви:

Гордость
Алчность / Алчность
Похоть

Проблемы с признанием

У меня ужасные времена с исповедью из-за инцидента, который произошел давным-давно.Это полностью остановило мое причастие, потому что я не хочу исповедоваться. Я бы пошел в…

Примирение и признание

Недавно я заметил, что слово «примирение» используется вместо слова «исповедь».

Меняет ли Православная Церковь в Америке свою терминологию?

Общее признание

Кажется, между различными священниками существует спор относительно использования исповедания в местных приходах.Некоторые признают его использование, а некоторые нет. Во время учебы в Свято-Владимирской духовной семинарии…

Доказательство признания

Если я выберу другого духовника отца, а не моего местного священника, я должен предоставить письменное доказательство того, что я совершил акт покаяния и получил отпущение грехов моему местному священнику.

Может ли он…

Что такое грех?

У меня была дискуссия о том, что должно быть основным вопросом; однако ответ ускользает от нас.Одна позиция, следуя уэслианской традиции, гласит, что грех - это «умышленное преступление…

.

Исповедь в присутствии священника - вопросы и ответы

Вопрос

Если мы можем исповедоваться перед Богом без священника, то почему мы исповедуемся в присутствии священника?


Ответ

В ранней церкви исповедь была публичной; то есть исповедал свои грехи в присутствии всего религиозного сообщества. Когда это стало непрактичным, именно священник «заменил» общину как ее председатель и свидетель покаяния кающегося.

Кроме того, хотя мы действительно можем исповедоваться непосредственно перед Богом - даже поверхностное чтение ежедневных молитв показывает, что мы должны это делать, - мы часто обнаруживаем, что нам нужна помощь и совет, чтобы преодолеть то самое, в чем мы исповедались.

Мы не исповедуемся «священнику»; скорее, мы исповедуемся перед Богом «в присутствии» священника, который, как ясно сказано в молитве перед Исповедью, является «свидетелем» Бога и который, засвидетельствовав наше исповедание грехов, дает пастырский совет о том, как мы можем улучшить нашу жизнь и преодолеть то самое, в чем мы можем признаться.Подобно тому, как человек не пытается диагностировать, а тем более вылечить свои собственные физические недуги, также не следует пытаться диагностировать, а тем более лечить свои собственные духовные недуги.

Часто бывает так, что те, кто возражает против раскрытия своих грехов в присутствии священника или просит его совета, без колебаний раскрывают свои грехи своим соседям, друзьям, психиатрам и т. Д., Обычно с намерением получить Совет - совет, который не обязательно является благочестивым или духовно полезным или даже просто «хорошим», если на то пошло.

Много лет назад женщина загнала мою жену в угол за чашкой кофе и сказала ей, что у нее роман. Она спросила совета у моей жены.

Моя жена посоветовала ей поговорить со мной об этом. Женщины ответили: «Но он же священник, я не могла ему этого сказать!» Это чем-то похоже на человека, который обнаруживает на своем теле огромную шишку, идет к врачу, а затем просит администратора поставить диагноз. Без сомнения, администратор предложит ему сесть и позволить врачу осмотреть его, но обнаружит, что человек с огромной шишкой отвечает: «Но шишка слишком большая, и я могу показать ее врачу. ! »

Итак, мы исповедуемся в присутствии священника, чтобы признать, что наши грехи, хотим мы принять это или нет, затрагивают все религиозное сообщество, с одной стороны, и что мы не можем «исцелить себя» с другой.Священник здесь, чтобы помочь нам преодолеть то, за что мы ищем прощения, дать совет, который друг или сосед может быть не в состоянии дать, и свидетельствовать от имени религиозной общины, духовным лицом которой он является. Отец, что мы действительно покаялись и были прощены Богом.


ВОПРОС:

Разве я не могу пойти к Богу, который уже знает, что я сделал, и признаться?


ОТВЕТ:

Да, человек может исповедоваться непосредственно перед Богом, но отказ исповедоваться в присутствии священника означает, что он также может быть собственным духовным врачом.Если бы это было так, то никто не обнаружил бы, что обычно исповедует один и тот же грех снова и снова, что не только означает, что человек не достигает прогресса в преодолении своего греха, но также подразумевает, возможно, что он действительно этого не делает ». Не хочу в первую очередь помощи в преодолении грехов! [Действительно, есть такие, которые совершают определенные грехи, просят у Бога прощения, чувствуют, что доска «чиста», а затем планируют следующий случай, когда тот же грех может быть совершен еще раз. Это не «исповедь» ни в каком смысле, и это не вызывает прощения именно потому, что нет желания «каяться» или «меняться».] На духовном уровне тот, кто отказывается обращаться за духовным советом к своему духовнику, чем-то похож на человека, который отказывается видеть хирурга, потому что он или она предпочли бы провести свою операцию на мозге. Хотя я полагаю, что можно было бы вытащить несколько ножей и консервный нож и попробовать это, маловероятно, что это будет успешным!


ВОПРОС:

Чтобы не быть критичным, мне нравится идея признания.


ОТВЕТ:

Тогда используйте это как одно из средств достижения вашего спасения.


ВОПРОС:

Однако, если кто-то совершил грех, о котором никто не хочет знать, кроме этого человека и Бога, тогда в чем проблема с исповеданием только перед Богом, ведь он единственный, кто может прощать грехи.


ОТВЕТ:

Скрывая то, что сделал, человек совершает другой грех. Вы когда-нибудь лгали, чтобы выбраться из ситуации, только для того, чтобы обнаружить, что, говоря ложь, от вас требуется дополнительная ложь - и так далее, и так далее, и так далее?

Подумайте об этом: однажды, когда нашей дочери было четыре года, я вздремнул в середине дня на кушетке.Взволнованная, она вбежала в гостиную и потребовала, чтобы я дал ей бумажный платок. [В прошлом она всегда покупала свой собственный платяной платок, так что это было довольно странно.] Я сказал ей, чтобы она купила свой собственный платок, как она делала много раз в прошлом, но она настояла на том, чтобы я дал ей один. Я сделал. Она взбежала по ступенькам в свою спальню и захлопнула дверь.

Через несколько минут она разбудила меня, попросив кусок скотча. Опять же, это было странное поведение, поскольку она знала, где находится пленка, и никогда не колебалась, чтобы достать ее сама.Итак, я снова встал и отдал ей кассету. И снова она взбежала по ступенькам и захлопнула дверь спальни.

Думая, что что-то происходит - тишина была оглушительной! - я поднялся по лестнице и обнаружил клейкую ленту, приклеенную к стене, примерно в двух футах от пола. Я спросил ее, в чем дело; «Ничего» - был ее ответ.

Поскольку, по моему мнению, «ничто» обычно означает «что-то», я снял пластырь, который был приклеен к стене, и она наблюдала за этим в абсолютном ужасе.

Там, под платком, была отметина мелком.

"Что это?" Я попросил.
«Ничего», - ответила она.

Но это было не «ничего». Она прекрасно знала, что окраска стен - это «что-то», что явно недопустимо. Она «согрешила», сделав то, что, как ей сказали, было запрещено, - раскрасила стену. И она пыталась это скрыть, надеясь, что я не заметлю.

Так вот, если бы она не попросила пластырь и ленту, я, вероятно, никогда бы не заметил ее красочный «грех», потому что я редко, если вообще когда-либо, проверял стены на предмет следов мелка.Но, пытаясь скрыть следы цветного карандаша в надежде, что я их не замечу, она только сделала их более очевидными и совершила второй грех в процессе - тот, которым она пыталась обмануть меня.

Я хочу сказать, что, когда мы отказываемся признаться в том, что мы сделали, мы совершаем второй грех - грех гордости, которым мы не желаем признавать то, что мы сделали другому человеку, часто оправдывая это мыслью: «Что ж, , Я действительно никому не причинил вреда ». Мы также грешим, думая, что «затягиваем шерсть» в глазах Бога, чего мы не можем сделать.Он знает наши сердца, и только Он судит искренность нашего покаяния, а ключевым элементом настоящего покаяния является признание перед Богом и другими людьми того, что мы действительно грешники.

Уверяю вас, что нет греха, который лишил бы священника его чувств; в то же время, если священник, в присутствии которого вы решите раскрыть даже самый ужасный грех в духе истинного покаяния, отвергнет вас за это, сочтет это благословением и найдет другого духовника.

Но я не знаю священника, который бы избегал того, кто искренне раскаивается и искренне ищет средства, с помощью которых можно преодолеть и взять под контроль даже самый серьезный грех, и я знаю множество священников, которые на самом деле аплодировали бы одному. кто исповедуется открыто, честно и с истинным духом покаяния.

Один святой церкви однажды высказал мнение, что ангелы на небесах танцуют от радости, когда грешник кается; поверьте, священники на земле делают то же самое!

Итак, продолжайте ежедневно просить Бога о прощении, но, пожалуйста, не упускайте из виду потребность каждого - включая священников! - искать руководства и направления в преодолении греха. И никогда не забывайте, что, если правда, что Бог часто исцеляет физически больных, руководя руками хирурга, Он также исцеляет духовно больных, руководствуясь словами и советами священника.

.

Как сформировать православную совесть

Православная христианская совесть создается действующей в нас благодатью Господа нашего Иисуса Христа. Эту совесть сложно сформировать. Но как только христианин обретает это, в его сердце и уме звучит тревога, когда он приближается к неправильным действиям, недостатку милосердия по отношению к другим, ложным идеям и отклонениям от священных традиций Православия.

Вот способы, которыми мы можем сотрудничать с Божьей благодатью и сформировать эту совесть в себе:

1.Мы должны очень любить свое Спасение всем сердцем, разумом, душой и силой. Мы не должны разделять нашу любовь между Богом и миром. Для новичка это означает, что, когда мы молимся, мы должны изо всех сил стараться сосредоточиться и избегать отвлекающих факторов: мы должны быть полностью в Боге. Кроме того, как учит святитель Иоанн Кронштадтский:

«Любовь к Богу начинает проявляться и действовать в нас, когда мы начинаем любить нашего ближнего, как самих себя, и не щадить себя или что-либо, принадлежащее нам, для него, поскольку он есть образ Бога: для он не любящий брата своего, которого он видел, как может он любить Бога, Которого он не видел? (1 Иоанна 4:20).”

Святой Иоанн говорит, что это единственная настоящая и непреходящая любовь:

«Чем чище становится сердце, тем оно больше; следовательно, он может уместить все больше и больше близких; чем он греховнее, тем сильнее сжимается; следовательно, она способна уместить все меньше и меньше близких - она ​​ограничена ложной любовью; любовь к себе."

2. Мы должны часто молиться как в церкви, так и дома. Св. Григорий Синайский говорит, что великий дар, который Бог дает нам в Святом Крещении, похоронен нами, как клад зарыт в землю - «и здравый смысл и благодарность требуют, чтобы мы проявили добро, постарались раскопать это. сокровище и вывести его на свет.«Один из самых важных способов сделать это - приобрести привычку молиться. Блаженный Феофан Затворник объясняет дальнейшие

«Те, кто слышат только о духовной медитации и молитве и не имеют прямого знания [опыта] об этом, подобны людям, слепым от рождения, которые слышат о солнечном свете, даже не зная, что это такое на самом деле. Из-за этого невежества они теряют много духовных благословений и медленно достигают добродетелей, которые служат для исполнения благого Божьего благоволения ».

3.Надо внимательно читать и изучать Священное Писание. Хотя у многих святых была привычка читать всю Псалтирь и Новый Завет каждую неделю, мы должны хотя бы читать Евангелие и Послание, назначенные в церковном календаре на каждый день. По словам преподобного Серафима Саровского, «очень полезно» заниматься: чтением слова Божия в одиночестве, и читать всю Библию с умом ... чтобы весь разум читателя мог быть погружен в истины Священного Писания, и чтобы от этого он мог получить тепло.”

4. Посещение богослужений и частое причастие имеет жизненно важное значение для развития православного сознания. Об этом Иоанн Кронштадтский пишет:

«Божественная литургия - это воистину небесное богослужение на земле, в котором Сам Бог особым, непосредственным и самым близким образом присутствует и пребывает с людьми…. Нет на земле ничего выше, более великого, более святого, чем Бог. Литургия; ничего более торжественного, ничего более животворного ».

ул.Тихон Задонский отмечал: «Христиане древности часто принимали причастие как причину и пищу бессмертия, поэтому и до нашего времени Святая Церковь ежедневно увещевает нас« приближаться со страхом Божиим и с верой ». В настоящее время у людей нет ни того, ни другого, что убедительно доказывают факты; только раз в год, да и то почти по принуждению они подходят к Таблице бессмертия…. Люди радостно спешат на пиршества, но к этой духовной и священной трапезе, на которую их приглашает Христос, они приходят по принуждению.”

5. Мы должны читать сочинения Святых Отцов Церкви и Жития Святых . Блаженный Феофан Затворник объяснил это одному из своих духовных чад так:

«Духовная жизнь - это особый мир, в который не может проникнуть человеческая мудрость… Это очень обширная тема, возвышенная и сладкая для сердца…». Если вы серьезно желаете вступить на этот путь, то у вас не будет времени обратиться к изучению других предметов.. ибо человеческое философствование нельзя даже сравнивать с духовной мудростью ».

Следовательно, если мы желаем научиться путям, угодным Богу, разумно будет выделить время, чтобы изучить писания и жизни тех, кто приблизился к Нему еще в этой жизни, ибо согласно Святой Иоанн Кронштадтский в духовном мире есть богатые и бедные, как и в мирском обществе:

«Как бедные просят милостыню у богатых и не могут жить без помощи · от них, так и в духовном порядке бедные должны прибегать к помощи богатых.Мы духовно бедны, а святые и те, кто сияет даже в этой настоящей жизни своей верой и благочестием, духовно богаты. Именно к ним мы, нуждающиеся, должны прибегать ».

6. Мы должны практиковать присутствие Бога в нашей повседневной жизни . Святой Иоанн Кронштадтский объясняет это так:

«Верьте, что Бог видит вас, так же несомненно, как вы верите, что всякий, стоящий лицом к лицу с вами, видит вас, только с той разницей, что Небесный Отец видит все, что в вас, все, что вы есть….Бог ближе к нам, чем любой человек в любое время. Поэтому мы всегда должны ставить Бога перед собой, по правую руку, и вот Он; мы должны быть сильными, и, чтобы не грешить, мы должны поставить себя так, чтобы ничто не могло вытеснить Бога из наших мыслей и сердец, чтобы ничто не могло скрыть Его от нас, чтобы ничто не могло лишить нас нашего возлюбленного Господа, но чтобы мы могли каждый час, каждую минуту принадлежат Ему, и быть с Ним постоянно, как Он Сам постоянно с нами, поскольку Он постоянно заботится о нас и охраняет нас ».

7. Нам следует часто, если не каждый день, исследовать свои души и каяться в грехах, которые мы находим там. Святой Марк Подвижник пишет: «Сознание - книга природы. Тот, кто применяет то, что там читает, получает помощь Бога ». Так, старец Оптинский Макарий написал в письме духовного направления:

«Господь призывает к Себе всех грешников; Он широко раскрывает Свои объятия даже самым худшим из них. Он с радостью берет их на руки, если только они придут. Но они должны приложить усилия, чтобы прийти.Они должны искать Его, идти к Нему. Другими словами, они должны покаяться. Не Он отвергает тех, кто делает: не раскаивайтесь. Он все еще тоскует по ним и зовет их. Но они отказываются слышать Его призыв. Они предпочитают уйти в каком-нибудь другом направлении ». Поэтому святитель Иоанн Кронштадтский поясняет: «Сознание в человеке есть не что иное, как голос вездесущего Бога, движущийся в сердце - Господь знает все…. Следи за своим сердцем на протяжении всей жизни; исследуйте его, слушайте и посмотрите, что мешает ему соединиться с Господом.Пусть это будет вашим высшим и постоянным изучением…. Чаще проверяйте себя; посмотрите, куда смотрят глаза вашего сердца ».

А потом, как советует блаженный Феофан Затворник:

«Покайтесь и обратитесь к Господу, признайте свои грехи, плачьте о них с сердечным раскаянием и исповедуйте их перед своим духовным отцом». Св. Исихий Священник говорит нам, что, по словам св. Василия Великого, «большим подспорьем в том, чтобы не грешить и не совершать ежедневно одни и те же проступки, является то, что мы в конце каждого дня пересматриваем в своей совести, что мы сделали неправильно и что мы сделали правильно.Иов поступил так по отношению как к себе, так и к своим детям [ср. Иов 1: 5]. Эти ежедневные счета освещают почасовое поведение человека ».

8. Изо всех сил старайтесь не осуждать других. Только Бог имеет право судить, ибо, как говорит святитель Тихон Задонский:

«Не судите других, потому что вы не можете знать, что внутри другого человека. Не осуждайте, потому что он может подняться, а вы можете упасть. Остерегайтесь даже говорить о других, иначе вы начнете их осуждать. Исследовать грехи других людей - это любопытство, ненавистное Богу и человеку ... потому что, судя, человек узурпирует власть единственного судьи, Христа ...Прежде всего, когда мы судим другого, мы не можем знать, не покаялся ли он уже и не был ли прощен Богом ».

Если мы желаем устроить свою жизнь вышеупомянутым образом, решив не отказываться от этого святого труда, даже если он означает страдание, а также смерть, тогда с того самого момента, когда мы начинаем, благодать начинает течь в нас, согласно Блаженный Феофан Затворник:

«Помощь Божья всегда готова и всегда рядом, но дается только тем, кто ищет и трудится.”

.

Смотрите также

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий